НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ
ПИСЬМО
от 25.10.2013 г. N 16/22083/НК
(Извлечение)
<...>
Относительно вопроса N 1
В случае выявления Комиссией нарушений, предусмотренных статьями 163, 1635, 1636, 1637, статьями 1638 - 16312, 1669, 18830 и 18834 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП), протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий имеют право составлять Председатель Комиссии, члены Комиссии или уполномоченные Комиссией должностные лица.
Комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением требований законодательства на рынке ценных бумаг (статьи 163, 1635, 1636, часть первая статьи 1637, статьи 1638 - 16311, 18830 КУоАП).
От имени Комиссии рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право Председатель Комиссии, члены Комиссии и уполномоченные Комиссией должностные лица (статья 24417 КУоАП).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью второй статьи 1637, статьей 16312, статьями 1669 и 18834 КУоАП, рассматриваются судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов (статья 221 КУоАП).
Относительно вопроса N 2
В соответствии со статьей 36 КУоАП при совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно.
Таким образом, учитывая то, что КУоАП предусмотрено, что по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции Комиссии, уполномоченное лицо может применить только санкцию в виде штрафа, административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно.
Такой порядок применения административного взыскания обусловлен тем, что дела об административных правонарушениях в отношении одного и того же лица рассматривают, как правило, разные должностные лица, которым предоставлены полномочия рассматривать такие дела.
Относительно вопроса N 3
Статьей 22 КУоАП предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный разрешать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, статья 22 КУоАП не предусматривает обязательности освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предусматривает только право органа (должностного лица) принять такое решение.
Необходимо указать, что понятие малозначительности правонарушения отсутствует в КУоАП так же, как и конкретный перечень составов правонарушений, при совершении которых орган (должностное лицо), уполномоченный разрешать дело об административном правонарушении, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит закрытию, предусмотрен статьей 247 КУоАП. Среди предусмотренных обстоятельств отсутствует такое обстоятельство для закрытия, как малозначительность совершенного административного правонарушения.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить только то административное взыскание, которое содержится в той или иной статье законодательной акта, устанавливающего ответственность за конкретное административное правонарушение.
Следует отметить, что статьями КУоАП, которые устанавливают административную ответственность за нарушение требований законодательства о ценных бумагах, прямо предусмотрено, что за правонарушения, указанные в данных статьях, применяется санкция в виде штрафа, поэтому ограничение устным замечанием не будет соответствовать требованиям статей КУоАП, которыми предусмотрена ответственность.
Относительно вопроса N 4
Уполномоченными лицами Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в 2010 году к административной ответственности в виде применения штрафа было привлечено 80 лиц на сумму 131400 грн. А в 2011 году - 127 лиц на сумму 166260 грн.
Уполномоченными лицами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в 2012 году к административной ответственности в виде применения штрафа было привлечено 60 лиц на сумму 104210 грн. А в I полугодии 2013 года - 86 лиц на сумму 247180 грн.
Относительно направления материалов проверок в правоохранительные органы с целью решения вопросов об уголовной ответственности отметим следующее.
Пунктом 11 статьи 8 Закона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" (далее - Закон) определено, что Комиссия имеет право, в частности, направлять материалы в правоохранительные органы относительно фактов правонарушений, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, если в компетенцию Комиссии не входит наложение административных взысканий за соответствующие правонарушения.
В период с января 2010 по сентябрь 2013 года включительно Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Комиссией осуществлялось направление материалов в правоохранительные органы в соответствии с указанной выше нормой.
Относительно вопроса N 5
В соответствии с пунктом 1 раздела II Порядка проведения проверок деятельности эмитентов ценных бумаг, утвержденного решением Комиссии от 04.09.2012 N 1178 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24.09.2012 за N 1643/21955 (далее - Порядок от 04.09.2012 N 1178), основанием для проведения Комиссией плановой проверки эмитента является включение его в план-график проведения проверок на соответствующий квартал.
Датой, с которой начинается отсчет срока для определения начала следующей плановой проверки, является дата окончания предыдущей плановой проверки.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка от 04.09.2012 N 1178 внеплановая проверка предусматривает незапланированную Комиссией проверку деятельности эмитента в течение установленного периода по отдельным вопросам.
Согласно пункту 4 раздела II Порядка контроля за соблюдением профессиональными участниками фондового рынка требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, утвержденного решением Комиссии от 19.07.2012 N 997 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 09.08.2012 за N 1353/21665 (далее - Порядок N 997), плановая выездная проверка проводится за период с даты окончания предыдущей проверки или за определенный период деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.
В соответствии с пунктом 8 раздела II Порядка N 997 внеплановая проверка предусматривает незапланированную органом контроля проверку соответствия деятельности субъекта первичного финансового мониторинга требованиям законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма в течение периода, подлежащего проверке, по отдельным вопросам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона Комиссия имеет право, в частности, проводить самостоятельно или вместе с другими соответствующими органами проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулирующихся организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
С 01 января 2013 года вступила в силу норма статьи 8 Закона, а именно пункта 91, в соответствии с которой Комиссия имеет право самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проверки состояния соблюдения юридическими лицами, срок действия лицензии которых истек или лицензии которых на осуществление определенных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке аннулированы, требований законодательства, предусмотренных на случай истечения срока действия или аннулирования лицензии. Такая проверка может быть проведена не более чем в течение трех лет со дня окончания действия (аннулирования) указанной лицензии.
Также Порядком проведения проверок соблюдения требований законодательства о ценных бумагах относительно профессиональной деятельности на фондовом рынке и деятельности саморегулирующихся организаций профессиональных участников фондового рынка, утвержденным решением Комиссии от 12.02.2013 N 161 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 06.03.2013 за N 377/22909 (далее - Порядок N 161), установлен единый механизм осуществления Комиссией проверок соблюдения требований законодательства о ценных бумагах относительно профессиональной деятельности на фондовом рынке и деятельности саморегулирующихся организаций профессиональных участников фондового рынка путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Кроме того, указанным Порядком N 161 предусмотрены основания для проведения Комиссией плановых и внеплановых проверок.
Учитывая указанное выше, Комиссия имеет право проводить проверки субъектов проверки за любой период деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, но с учетом полномочий, оснований, определенных Законом и Порядком N 161.
Член Комиссии |
Е. Воропаев |
© Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991 - 2013 |
|